luterane-ekb.ru

Сегодня

 

от Рождества Христова

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ АДВЕНТА

Юбилейный год Реформации



Проповедь Епископа СЕЛЦ Всеволода Лыткина на день памяти Петра и Павла 2017 г.

ПРАЗДНИК СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

(Проповедь по Иер. 16: 16- 21; 2Тим. 4: 6- 8, 17- 18; Матф. 16: 13- 19)

"Что с попом, что с кулаком –
вся беседа:
В брюхо толстое штыком
мироеда".

Я всегда удивлялся, как мог человек написать такое. Но я помню – нам читали это в школе. Это ведь про нашу историю, про нас с вами, про страну и – про церковь. Про Православную Церковь, если быть точным, но ведь и другие конфессии не меньше пострадали в жуткой мясорубке коммунизма.

А иногда их даже и расстреливали вместе – священников разных конфессий, как, например, во время «знаменитого» тартусского расстрела, и их кровь смешивалась, растекаясь по грязному полу.

Говорят, что в двадцатом веке погибло больше христиан, чем за всю предыдущую историю человечества. Кто знает, так ли это, на самом деле? Да и так ли это важно? И ведь убийство христиан – это не продукт двадцатого века. Так было от начала, да и могло ли быть по-другому? Могло ли быть так, чтобы ученики Господа пошли по иному пути, кроме пути исповедания веры? Исповедания, я сказал? Ставлю здесь знак равенства, и пишу: смерти за веру.

***

"Один из вас распятием
Соединён с Учителем;
Другой же, обезглавленный
Взнесён был в Царство Божие".

Они были великими людьми – святой Пётр и святой Павел. У них было много общего, и много различий. Кровь их не смешивалась во время казни – они погибли по-разному и в разное время, но отдали они свои жизни за веру в Христа, веру, которую они проповедовали евреям и язычникам. Веру, которую они несли сквозь нужду и голод, побои и издевательства. Сквозь тысячи километров пути, сквозь враждебно настроенный мир.

***

Мир очень изменился с тех пор, христианизировался. Церковь достигла края земли – и нас с вами. Святые апостолы стали знаменитыми – их именами назвали города и храмы. Их не забудут, о них будут помнить – сколько людей мечтали бы о такой посмертной славе!..

Но они мечтали не об этом. Они мечтали о том, чтобы Евангелие достигло края земли, чтобы люди на востоке и западе, на севере и юге услышали об Иисусе Христе и поверили, и спаслись.

За это свидетельство апостолы отдали свои жизни.

***

В праздник святых апостолов Петра и Павла в церкви традиционно читается Евангелие об исповедании Петра. Это всем хорошо знакомая история. Каждый раз, когда я перечитываю её, я думаю о том, насколько она жизненна, насколько она современна нам, достигшим конца веков.

В самом деле, не на этот ли же вопрос – «А вы за кого почитаете Меня?» и нам приходится отвечать – чуть ли не каждый день?

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? (Матф. 16: 13)

А люди в Кесарии поклонялись множеству богов. Поклонялись ваалу; служили греческим богам; там стоял и храм императора Августа. Любой мог зайти туда и поклониться отцу всех народов. За кого почитали Иисуса в Кесарии? Да ни за кого. За галилейского плотника. В мире, переполненном религиями, никому не было дела до Иисуса.

Свобода – это возможность выбора, не правда ли? В лучшем случае, мы добавим Иисуса в пантеон наших богов. Будем и Ему поклоняться наряду с нашими привычными богами: деньгами, славой, работой, отдыхом и любованием собой.

Многие иудеи верили, что пророк Илия воскреснет перед концом мира, и что тогда же пророк Иеремия возьмёт свой золотой меч и пойдёт крушить язычников. Возможно, что те, кто почитал Иисуса как нового Илию или Иеремию, полагали, что оказывают Ему там самым великую честь. В самом деле, если возвеличить простого плотника до уровня великого пророка или полководца – неужели Он ещё будет недоволен нами после этого?

***

Да, нам тоже очень симпатичен Этот Иисус – ведь Он учил всех любить. Вот, только не повезло Ему – распяли, не успел докончить начатое Им дело. Ну, да ладно: в наших сердцах Он останется навсегда как великий Учитель праведности. Как Будда или Магомет. Весь мир любит Иисуса. Мир почитает Его – как хорошего человека, жившего две тысячи лет назад, как экстрасенса-целителя, как верховного ангела, как космический разум. Свобода означает наличие выбора. Выбор огромен.

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

(Матф. 16: 13- 14)

И так и до сих пор: каждый верит в своего «Иисуса».

Но Пётр... Пётр в тот день произнёс нечто революционное. В Кесарии, посреди богов и религий, посреди этого мира Пётр исповедовал, что Иисус – Сын Божий.

А вы за кого почитаете Меня?
Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. (Матф. 16: 15б- 16)

И это был не просто ответ, это было исповедание веры. Знаете, проповедники любят говорить, что рано или поздно каждому из людей придётся делать выбор, придётся отвечать на вопрос Христа «А вы за кого почитаете Меня?». Но это правильно только отчасти, потому что ответить на этот вопрос словами очень легко. Гонения давно закончились, теперь уже можно верить в Христа, Сына Бога Живого.

И многие верят, но не всегда вера является исповеданием.

Потому что исповедание – это то, что стоит в центре нашей жизни, за что мы готовы и эту самую жизнь отдать. И с древних пор отвечать на вопрос Христа христианам приходилось не только теоретически, но практически.

Ведь вопрос не только в том, называем ли мы Иисуса Сыном Божиим. Вопрос в том, что значит для нас эта вера, сколько мы готовы отдать за это исповедание. Ведь то, что ничего от нас не требует, ничего и не стоит.

И ведь, положа руку на сердце, часто мы верим по-язычески. Просто нам нужен Бог, потому что иначе нам страшно жить в этом мире, мы ищем помощи и защиты, но мы не готовы жертвовать чем-то ради Этого Бога. Мы восхищаемся мучениками, но рассчитываем, что нас самих минует чаша сия.

Мы согласны с тем, что Христос – Сын Бога Живого, но мы не герои, и мы надеемся, что нам не придётся проливать кровь за эту веру.

(Да что я говорю о крови? Мы часто и в церковь не пойдём, если у нас есть что-то более «важное». А уж, например, чтобы отдать ближним что-то своё – нужно, чтобы они над душой у нас стояли и ждали, тогда мы, может быть, и смилостивимся.)

И вот поэтому, братья и сёстры, поэтому в день святых апостолов Петра и Павла Церковь спрашивает и нас с вами: а какова наша вера, какова наша жизнь, что для нас главное? Что мы готовы отдать, чем мы готовы пожертвовать ради нашей веры?

И ответ на этот вопрос и будет нашим исповеданием. Не бойтесь: исповедание – это не обязательно смерть. Но это жизнь в поисках Божьей воли, жизнь ради спасения ближних. Исповедание – это каждодневное следование за Христом.

***

Апостолы были готовы отдать всё – и отдали свои жизни. Они не просто верили, они пролили кровь ради того, во что верили. Ради Того, в Кого верили, они оставили всё, они шли из города в город, они терпели лишения, голод, побои и издевательства.

Они не только жизнью, но самой своей смертью ответили на вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?».

А как могло быть иначе? Как бы Церковь иначе смогла выстоять, если бы не это исповедание веры?

***

Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
и Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её. (Матф. 16: 17- 18)

И вот, блажен ты, Симон, потому что не за людьми ты пошёл, оставив лодки и сети, а за Богом. Бог и дальше будет с тобою, и, не смотря на все твои грехи, Он приведёт тебя к вечному блаженству.

Блажен и ты, Павел, потому что и тебе не люди открыли истину о Христе, но Сам Господь явился тебе на дороге в Дамаск и открыл тебе, что Христос истинно Сын Бога Живого.

Блаженны вы, Пётр и Павел, о апостолы, ставшие камнями, на которых Христос созидает Свою Церковь.

***

Христос созидает Церковь. И поэтому врата адовы не одолеют Её. Сколько бы ни бились враги, сколько бы крови мучеников не было пролито за веру – вместо десятков верных восстают сотни, вместо сотен – тысячи.

***

И Церковь выросла. Апостольской проповедью Бог привёл к исповеданию веры множество людей, среди которых и мы с вами.

И сегодня уже от нас Бог ждёт исповедания веры, чтобы мы, научившись у древних апостолов и поддерживаемые их молитвами, устояли в вере и передали её другим, и все вместе пришли к вечному блаженству.

***

Пётр и Павел стали знаменитыми. В их честь названы города. Один мой коллега говорил, что «по их именам можно изучать географию». И мы почитаем их за их свидетельство, за проповедь Евангелия, за то, что без них не было бы и нас в Царстве Божием.

***

Они не заботились о славе, они не хвалились победами, «не превозносились чрезвычайностью откровений» (2Кор. 12: 7), но приобрели для Христа весь мир.

Один из них был распят на кресте, другой обезглавлен. Они умерли за Христа, и потому живут вечно.

***

Ведь можно разрушить храмы, даже самые большие и крепкие. Можно разрушить хрупкие храмы человеческих жизней. Так часто бывало и – кто знает? – может, будет ещё.

Но Церковь уничтожить невозможно. Ни смерть, ни диавол, ни сами страшные врата адовы не одолеют Церковь. Потому что в основе Церкви Христос – Сын Бога Живого, потому что камни в фундаменте этой Церкви ­– верные Христовы апостолы – святые Пётр и Павел.

С праздником вас, дорогие мои!

Епископ СЕЛЦ Всеволод Лыткин. 29 июня 2017 г., гор. Новосибирск.

Поделиться в социальных сетях

Епископ Церкви

Приходы СЕЛЦ

Приход святого Луки. Город Абакан респ. Хакассия

655016, Хакасия, г. Абакан, ул. Катерная, 69

Настоятель: Павел Заякин

Приход святой Марии. Город Томск

Имя: Святой Марии

Настоятель: о. Александр Ган

Приход Благовещения. Город Москва

Приход Благовещения.

Настоятель: о. Иван Чернышев.

VTEM Login - модуль joomla Видео