luterane-ekb.ru

Сегодня

 

от Рождества Христова

Священники прихода

Юбилейный год Реформации



Епископ о. Всеволод Лыткин на конференции к юбилею Реформации в семинарии СЕЛЦ

Гор. Новосибирск, 04 ноября 2017 г.

Добрый вечер, и спасибо за приглашение.

Честно говоря, я не совсем понял, о чём должен говорить, поэтому позвольте мне просто рассказать вам немного об истории лютеранства в России.

Лютеранская Церковь относит себя к традиционным религиозным конфессиям.  Богословски и литургически наша Церковь находится примерно посередине между православием и католицизмом. Мы придерживаемся древних традиций, заботливо сохраняем апостольское предание и преемство рукоположений, чтим постановления соборов и цитируем отцов Церкви. Мы очень серьёзно относимся к литургии, службы у нас выглядят красиво и торжественно.

Наша Церковь, хотя она, увы, носит имя немецкого богослова, основывается не на его учении, а на учении апостолов, и ведёт начало от них же, а не от Мартина Лютера.

Иногда не очень образованные люди приписывают нам то, чего у нас нет, но мы к этому привыкли. Впрочем, в нашей стране царит полная религиозная безграмотность, так что люди приписывают то, чего нет, не только нам, но и православным и католикам, а уж про баптистов, которые, якобы, приносят в жертву детей, я и вообще молчу.

Понятно, что такая безграмотность является следствием безграмотности всеобщей, тотальной необразованности наших ближних. Этому, конечно, немало способствовало советское время, но следует признать, что и до него, в дореволюционное время люди в нашей стране не отличались особой образованностью.

Я помню, читал в мемуарах одного баптистского проповедника, как в году где-то тысяча девятьсот девятнадцатом, он шёл по улице в Петрограде, и увидел, как группа солдат громит продуктовую лавку. Он подошёл к ним и смело спросил: чего же вы это делаете? Разве так учил Христос в Евангелии? На что один из солдат ответил: а нешто мы это Евангелие читали? Мы только крышку его целовали.

Понятно, что история не имеет сослагательного наклонения, но, наверное, эта всеобщая безграмотность и привела к таким катастрофи-ческим последствиям, и ко всему, что было после октябрьского переворота.

Но не хочу говорить о политике, для этого есть другие люди.

***

Читайте также:

Богословская конференция СЕЛЦ.

Юбилей Реформации.

      Итак, первые лютеране появились в России практически сразу после Реформации. (Реформацией назовём попытку католических священников вернуть их Церковь от средневековых злоупотреблений к чистоте учения апостолов и отцов Церкви).  Итак, первые лютеране появились в нашей стране практически сразу после Реформации.  Они были приняты крайне доброжелательно, и пользовались покровительством российских царей. Первое лютеранское церковное здание было освящено в Москве в 1576 году, и таким образом лютеранство насчитывает здесь более 4-х веков.

Мы в нашей стране находимся дольше, чем Московская патриархия (я имею в виду, что церковный раскол в российском православии произо-шёл через сто лет после того, как лютеранство появилось в России).

Мы давно уже стали частью истории России.  И не только частью истории, но лютеране как никто другой способствовали культурному и интеллектуальному развитию нашей страны. Было время, когда большинство членов Академии наук были христианами лютеранского исповедания.

***

Российские лютеране занимали видные посты, руководили министер-ствами и ведомствами, участвовали в работе Государственной Думы. Например, в 1853 г. число лютеран в Государственном совете достигало 16% (9 из 55 человек), в Комитете министров – 11% (2 из 18 человек), в Сенате – 10% (12 из 113 человек), среди губернаторов – 18% (9 из 49 человек).

Не буду больше грузить вас цифрами, просто перечислю некоторые имена.  Итак, лютеранами были министр иностранных дел барон Андрей Будберг (1750-1812), министр народного просвещения князь Карл Ливен (1767-1844), министры финансов Егор Канкрин (1774-1845) и Михаил Рейтерн (1820-1890), председатели Комитета министров Николай Бунге (1823-1895) и граф Сергей Витте (1849-1915).

Лютеране составляли военную элиту России. Среди них был, например, генерал-фельдмаршал, герой Отечественной войны 1812 г., князь Михаил (Богданович) Барклай де Толли (интересно, что недавно появилось научное исследование, которое приписывает победу в той войне именно Барклаю де Толли, а не Кутузову).

Помните, в «Евгении Онегине»:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?

Вообще, к слову, в той войне из 550 генералов 117 были лютеранами, и это вызвало даже недовольство у некоторых православных офицеров.

(Кстати, учеником Барклая де Толли был генерал Алексей Ермолов, кажется, единственный идеальный российский правитель на Кавказе. О нём, помните, Пушкин писал в «Кавказском пленнике»: «Смирись, Кавказ: идёт Ермолов!»)

Невозможно переоценить значение, которое оказали лютеране на российскую культуру и науку. Лютеране начали играть всё более заметную роль в русской науке и культуре в результате реформ Петра I. Так, славист Генрих Лудольф составил первую грамматику русского языка (1696). Рождение русской исторической науки состоялось при участии петровских академиков Миллера, Байера, Штритера и Щлёцера.

Пастор Иоганн Глюк (фамилия звучит смешно, но с немецкого это слово переводится как «счастье») в начале 18-го века начал обучать русских дворян иностранным языкам, потом открыл (1704 г.) первую в Москве гимназию для юношей.

Ну, а про Академию наук я уже сказал. В середине того же 18-го века из 111 академиков Российской Академии наук 71 были лютеранами.

Лютеране предложили первую в стране систему социального страхования нищих (пастор И. Грот); создали первую всесословную общеобразова-тельную светскую школу (Москва, вышеупомянутый пастор Глюк).

Вообще, скажу вам, что лютеране всегда были помешаны на образовании. В лютеранских странах, уже 300 лет назад, если человек не умел читать, он не мог быть полноценным членом общины. Например, не мог вступить в церковный брак (а других-то и не было). Поэтому даже крестьяне умели читать. Церковь организовывала для крестьян специальные зимние школы (зимние – потому, что зимой у крестьян не было особенно много работы).

Первое училище для глухонемых (1860) и школа для слепых (1882) были созданы лютеранским епископом Генрихом Дикгофом (1833–1911).

***

Кстати, сейчас в нашей Церкви служит один глухонемой диакон, в приходе в Чите.

Как вы знаете, в нашей стране очень трудно и унизительно быть инвалидом. Среди инвалидов большинство людей необразованны, и некоторые даже не умеют читать и писать. Наверное, вы встречали в поездах глухонемых торговцев, которые ходят по вагонам и продают всякие книжки и журналы. Часто люди не верят, что эти торговцы – реальные глухонемые. Но они реальные. Просто это почти единственный бизнес, который им удалось «захватить». И мои прихожане тоже есть среди этих торговцев.

Вот почему так важно для Церкви, чтобы в ней были глухонемые священники: мы показываем тем самым, что глухонемые – не второсортные, но нормальные люди, и могут даже служить в Церкви.

Ну, а ещё это важно потому, что в истории Церкви было разное отношение к глухонемым. Например, святой Августин писал, что глухие вообще не могут спастись.  Потому что, как сказано у святого Павла в Послании к Римлянам, вера от слышания», а если человек не может слышать, как же он поверит в Бога?..  

И вот, мы доказываем, что в данном случае святой Августин был не прав. Глухие могут слышать, просто слышат они глазами, а не ушами.

***

Идём дальше. Пастор Иоганн Грегори (1631–1675) вошёл в историю как организатор первого придворного театра в Москве, артистами которого были ученики лютеранской школы.  В день первого представления пьесы «Артаксерксово действо», 17 октября 1672 г., царь Алексей Михайлович «в удивлении... смотрел целых десять часов, не вставая с места». После премьеры государь наградил лютеранского пастора 42 соболями и разрешил ему беспошлинно варить пиво для домашнего обихода. :)

К числу самых известных лютеран относятся также: мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Иван Крузенштерн; адмирал Фердинанд Врангель (его именем назван остров Врангеля в Северном Ледовитом океане, а одним из потомков является, наверное, более знаменитый Врангель – Пётр Николаевич, один из руководителей Белой армии);
филолог, поэт и академик Александр Востоков (1781-1864); друг Пушкина, поэт Антон Дельвиг (1798-1831).

А другой друг Пушкина, знаменитый декабрист Кюхельбекер (1797-1846) писал церковные гимны, некоторые из которых и до сих пор поём, например, вот этот, пасхальный, гимн:

Душа моя, ликуй и пой, наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель твой воистину воскрес!
Так! Ад пред Сильным изнемог: из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына Бог, и с Ним – тебя, воздвиг.

Из света вечного Господь сошёл в жилище тьмы.
Облёкся в персть, оделся в плоть – да не погибнем мы!
Неизреченная любовь, всех таинств высота!
За нас Свою святую Кровь Он пролил со креста.

(Знаете, вообще, этот гимн идеально соответствует лютеранскому катехизису, его – гимн – мог написать только прилежный выпускник воскресной школы).

Лютеранином был этнограф Владимир Даль (помните словарь Даля?). А Храм Христа Спасителя в Москве (да-да, тот самый, помните, у Галича,

Помню, глуп я был и мал,
Слышал от родителя,
Как родитель мой ломал
Храм Христа Спасителя).

Так вот, Храм Христа Спасителя строил лютеранин – архитектор Александр Витберг (1787-1855).

Из более современных оставивших свой след в культуре лютеран упомяну, например, Осипа Мандельштама и Зинаиду Гиппиус. Помните, её

Звуков хотим – но созвучий боимся,
Праздным желаньем пределов томимся,
Вечно их любим, вечно страдая –
И умираем, не достигая.

Очень приятная такая лютеранская меланхолия.  :)

И из Мандельштама (помните его «Я на прогулке похороны встретил»?):

Кто б ни был ты, покойный лютеранин, –
Тебя легко и просто хоронили.
Был взор слезой приличной затуманен,
И сдержанно колокола звонили.

И думал я: витийствовать не надо.
Мы не пророки, даже не предтечи,
Не любим рая, не боимся ада,
И в полдень матовый горим, как свечи.

***

Вернёмся назад, от поэзии к жизни.  Кстати, возможно, что и автор октябрьского переворота Владимир Ленин мог быть по крещению лютеранином, по крайней мере, его мать происходила из лютеранской семьи.   Если он был тоже лютеранин, то мне стыдно, но, как говорится, в семье не без урода.

Итак, невозможно переоценить вклад лютеран в культуру, образование, экономику и политику в Российской Империи.

В течение веков лютеранство успешно развивалось и пользовалось большой свободой. Собственно, до революции только две конфессии пользовались свободой в нашей стране: православие и лютеранство.

Сто лет назад (собственно, до октябрьского переворота) лютеранские приходы можно было найти в любой точке Империи. Даже в городе Грозный, даже на Камчатке и на Сахалине жили лютеране.

Лютеранская Церковь имела 287 храмов и окормляла более шести миллионов человек. Это было почти 5 процентов населения. По некоторым данным, прихожане говорили на 26 языках.

Конечно, всё катастрофически изменилось после прихода к власти большевиков. Практически сразу коммунисты начали уничтожать христианство. Представьте себе, что только за первые четыре года правления Ленина 360 тысяч священников, монахов и монахинь были убиты.

Конечно, прежде всего, речь идёт о православных, но эта гигантская цифра включает в себя и множество лютеран. Иногда их даже и расстреливали вместе – священников разных конфессий, как, например, в январе 1919 года, во время «знаменитого» тартуского расстрела.

Для лютеран тогда наступили страшные времена. Вслед за показательными процессами над православным и католическим духовенством и мирянами в середине 20-х власти принялись за лютеран.

Здания были конфискованы, а священники арестованы и либо рас-стреляны, либо умерли в лагерях. Так, в 1927 году в СССР было ещё 114 лютеранских священников, в 1934-м – 45, в 1936-м – 8, а к концу 30-х – уже ни одного.

Последний лютеранский священник (Пётр Бистер) был арестован в конце тридцатых, бежал из тюрьмы, служил тайно в Ленинграде, потом был снова арестован и умер в тюрьме в городе Златоуст (Челябинская область) в 1941 году. Таким образом, с лютеранством в нашей стране было покончено.

***

Возрождение лютеранства началось в конце 60-х годов прошлого века благодаря лютеранам из Латвии и Эстонии. Оттуда священники начали понемногу выезжать в разные части России и Казахстана, чтобы найти и помочь сохранившим веру мирянам.  

Так были организованы приходы в Ленинградской области, в Сибири и северном Казахстане.

После крушения колосса на глиняных ногах, лютеранство стало восстанавливаться быстрее. Были организованы первые церковные структуры, в том числе, и у нас в Сибири.

Я был рукоположен в священники в 1993-м году (ровно 20 лет назад) в Таллинне и стал первым священником Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви, который постоянно жил в Сибири. Я был священником Верхнесуэтукского прихода. Этот приход был создан в середине 19-го века в деревне Верхний Суэтук Красноярского края, и всегда был в списках приходов Эстонской Церкви.

Ну, а потом всё продолжило развиваться, был формально создан приход в Новосибирске, потом созданы или восстановлены приходы в других соседних городах. Было создано Сибирское пробство Эстонской Церкви. Потом (прежде всего – из-за ухудшения отношений между Эстонией и Россией) Архиепископ принял решение дать сибирякам автокефалию.

***

Вот такая история.  Но, кажется, я много сказал.  Добавлю совсем чуть-чуть. Сейчас лютеранство переживает сложные времена.  Мы очень бедны, нас мало, все наши храмы в Сибири были разрушены, и у нас нет таких средств, чтобы восстанавливать их.  Но мы свободны.  Нас не сажают в грузовики и не увозят на расстрел, мы можем служить людям и учить в семинарии будущих священников.

Но, конечно, лютеранство в нашей стране никогда уже не будет таким, каким оно было сто лет назад.

В том числе, и потому, что мир, в котором мы живём, вошёл уже в пост-христианскую эру.  В этом, безусловно, есть и наши вина.  Знаете, признаюсь честно, иногда мне кажется, что христианам просто нечего сказать этому миру, мы живём в разных культурах, говорим на разных языках.

Хотя, наверное, я преувеличиваю, потому что в наших приходах довольно много молодёжи.  Мы открыты.  Мы ни на кого не нападаем. Мы приветливы.  К нам могут приходить люди хоть с зелёным гребешком на голове, и они будут приняты с пониманием и радушием.

У наших священников имидж образованных и толерантных людей. Часто поэтому к нам заходят просто с улицы, чтобы поговорить на очень личные темы, и мы, безусловно, сохраним в тайне всё услышанное.

Всё же, трудно смотреть в будущее с оптимизмом, но ведь это и не важно.  Главное, что люди приходят, слушают, крестятся, причащаются.

Лютеране очень большое значение придают обучению и проповеди – понятной проповеди на понятном языке. Центром нашей проповеди является Господь Иисус Христос, Сын Божий, пришедший на землю, чтобы умереть за грехи всех людей. И за ваши грехи тоже.

Прощение грехов даётся нам не абстрактно (в Христианстве вообще нет абстракций и символов, в христианстве всё реально), но вполне конкретным и видимым образом.

Следуя отцам Церкви, говорившим, что «вне Церкви нет спасения», лютеране считают, что невозможно «просто верить в Бога» и не ходить в церковь. Ведь именно для того, чтобы спасти людей, Христос создал на земле Свою Церковь.  Именно в церкви спасение приходит к нам через слово и таинства: через крещение, исповедь, евхаристию.  Всё это установил Господь, потому что, как писал святой апостол Павел, «Бог хочет, чтобы все люди спаслись».  Среди этих людей и вы тоже.

Говорят, что запоминается последнее слово.  Спасибо за внимание.

о. Всеволод Лыткин, Епископ СЕЛЦ.

Епископ Церкви

Приходы СЕЛЦ

Приход святого Луки. Город Абакан респ. Хакасия

655016, Хакасия, г. Абакан, ул. Катерная, 69

Настоятель:

Приход святой Марии. Город Томск

Имя: Святой Марии

Настоятель: о. Александр Ган

Приход Благовещения. Город Москва

Приход Благовещения.

Настоятель: о. Иван Чернышев.

VTEM Login - модуль joomla Видео